Спор между вегетарианцами и поедателями чужой плоти на основе принципа ненасилия – заведомо тупиковое направление. Насилие совершают и те, и другие. Оправдывать свое превосходство тем, что мои жертвы обладают менее развитым сознанием, нежели ваши — или профанация оппонентов, или грубый самообман. Хорошо, у огурца менее развитое сознание, нежели у овцы. Но разве у новорожденного ребенка не дико примитивное мышление в сравнении с 40-ка летним человеком? Выходит, нам нужно с большим одобрением и поддержкой отнестись к каннибалу, который благородно отказался есть взрослых людей и перешел на младенческую диету?

Правда в том, что жизнь в материальном мире невозможна без насилия. Когда мы дышим, мы обрекаем на смерть множество примитивных организмов, ступая по земле, мы давим изрядное количество насекомых, наводя чистоту на кухне, в ванной, мы опять же душегубствуем. Вскипятили чайник – устроили массовый геноцид. Несем ли мы ответственность за каждую смерть, независимо от того, каким сознанием обладал убитый? Несомненно. В Смрити потому и говорится:

kaṇḍanī peṣaṇī cullī udakumbhī ca mārjanī
pañca-sūnā gṛhasthasya tābhiḥ svargaṁ na vindati

Чаша для отшелушивания плевел, ступа для дробления, очаг, емкость для воды, метла –
Этой панча-суной житель дома не допускается на сваргу, в рай.

Нельзя сказать – ну, это ж был мелкий организм, я и не видел, кого там растоптал. Карма относится к законам физики. Маленький камень бросили в воду, или большой, а круги по воде все равно пойдут. Потому-то так трудно выбраться из самсары.

Касаемо молока и насилия над коровами... Разумеется, определенное насилие есть. Как было сказано выше, наличие и отсутствие насилия вообще не может учитываться обязательным критерием. Оно просто есть в той или иной степени. Даже когда мы моем корову, откуда нам знать, что она этого действительно желает? А если и желает, не повредим ли мы ей? Вдруг, заболеет от наших стараний? А когда загоняете пасущуюся корову обратно в хлев, не насилие ли это? Тем не менее, все эти манипуляции, равно как и, основательно замешанное на насилии, земледелие, - дхарма ваишйев. kṛṣigorakṣyavāṇijyaṃ vaiśyakarma svabhāvajam Земледелие, забота о коровах, торговля, таковы пути ваишйи, происходящие от его природы. Такова Дхарма, к которой призывает Господь живое существо и через тонкую природу живого существа, и через призывы в Писании. Потому (!) забор молока, входящий в обычную деятельность ваишйи, для нас приемлем. С ахимсой это не связано. Даже ребенка собственного без известной доли насилия не воспитать. Он просто погибнет в детские годы от вседозволенности.

Насилие в земледелии вовсе явление неизбежное. Представляете себе, сколько живых существ гибнет при возделывании земли и других земледельческих процессах? Но это же насилие приводит к жизни.

annād bhavanti bhūtāni parjanyād annasaṃbhavaḥ
yajñād bhavati parjanyo yajñaḥ karmasamudbhavaḥ

Благодаря злакам появляются тела живых существ, злаки же появляются благодаря дождю,
Дождь происходит от йаджны, а йаджна берет свое начало в карме.

Согласно Писаниям и здравому смыслу, мы свободны от последствий только тех действий, инициаторами и получателями плодов которых мы не являемся. В Гите говорится, что любые кармы, кроме йаджны (бескорыстной и правильной жертвы), связывают живое существо последствиями. Убил корову, получил последствие. Убил арбуз, и тоже получил последствие. Разное по весу? Конечно. Но все равно взвалил на себя груз расплаты. Люди Дхармы предлагают пищу Всевышнему, ибо из Него все проистекает, в Него все и возвращается, Им все и существует.

yajñaśiṣṭāśinaḥ santo mucyante sarvakilbiṣaiḥ
bhuñjate te tvaghaṃ pāpā ye pacantyātmakāraṇāt

После Йаджны оставшееся, предлагающие принимают, освобождаются так от всяческих грехов;
Вкушают греховную скверну те, кто готовит для себя.

Брать молоко у коров – не только часть дхармы ваишйев, но и причастность к святому действу. В Сканда Пуране одно из прославлений Богини Лакшми звучит следующим образом:

lakṣmīr yā loka-pālānāṁ dhenu-rūpeṇa saṁsthitā
ghṛtaṁ vahati yajñārthe yama-pāśaṁ vyapohatu

Мать Лакшми, Спасительница миров, предстает в облике коровы, и дает молоко (гхи, сливочное масло) для йаджн, чем спасает от силков Йамараджа (божества смерти и расплаты). Речь о том, что используемое в Йаджнах масло, берется из молока коров, и Йаджна эта угодна Всевышнему. Стало быть, угодна забота о коровах, частью этой кармы является и забор молока. Уже одно это ясно свидетельствует, что молоко (и его производные) – продукт саттвы, благости. Ибо только благостное Господь принимает в Йаджнах, да и людям подходит, по Его мнению, только благостное в пищу.

āyuḥsattvabalārogyasukhaprītivivardhanāḥ
rasyāḥ snigdhāḥ sthirā hṛdyā āhārāḥ sāttvikapriyāḥ

Продолжительность жизни, трезвость рассудка, силу, здоровье, счастье и удовольствие увеличивающие,
Сочные, с мягким вкусом, которых не коснулось тление, аппетитные продукты дороги саттвичным.

kaṭvamlalavaṇātyuṣṇatīkṣṇarūkṣavidāhinaḥ
āhārā rājasasyeṣṭā duḥkhaśokāmayapradāḥ

Горькие (или резко пахнущие), кислые, соленые, очень горячие, острые, вяжущие, едкие,
Продукты желанны раджастичным. (Эти продукты) причиняют мучения.

yātayāmaṃ gatarasaṃ pūti paryuṣitaṃ ca yat
ucchiṣṭam api cāmedhyaṃ bhojanaṃ tāmasapriyam

Падаль, потерявшее вкус, зловонное, несвежее (съеденное на следующий день после приготовления) так же.
Даже (если таковое) выплюнутое и грязное, такое съестное приятно тамастичным.

Разумеется, что плоть животных, падаль, относится к «пище» в категории тьмы. Тот же «продукт», который висит отслоившимся куском на ноге коровы, разбрызгивая кровь, большинством почитателей мяса считается омерзительным. Но стоит его замаскировать прожаркой, отбивающими трупное зловоние, приправами, изысканное кушанье готово. Дикость и непоследовательность. Помидор все время привлекателен. Ему не нужна маскировка, чтоб не пришлось давиться от отвращения. Так же и молоко. Это чистая, благостная субстанция, увеличивающая здоровье, силу и умственные способности. Сам Всевышний, как повествует Бхагавата Пурана, на Земле исполнял кармы пастушка – пас телят и коров, доил их, пил молоко и ел масло. Так что, в благостной (саттвичной) природе молока нет никаких сомнений. Тамастичное же Всевышнему не предлагается вовсе. Вот почему мы не едим никакого мяса или рыбы. Отнюдь не по соображениям оздоровительных диет и не ради мнимого отказа от насилия.